Бухгалтер NEWS – все новости для хорошего бухгалтера!

Изменения в налогах, взносах и бухучете с 2017 года -Страховые взносы

Изменения в налогах, взносах и бухучете с 2017 года -Страховые взносы

Изменения в налогах, взносах и бухучете с 2017 года -Страховые взносы

Заранее знакомить читателей с изменениями, внесенными в налоговое и бухгалтерское право, а также в законодательство о страховых взносах, стало уже традицией. Не будем менять своих правил и в настоящем материале расскажем читателям об обновленных нормах законодательства, которыми придется руководствоваться уже с 01.01.2017 г.

Глава 34 «Страховые взносы» НК РФ.
С 01.01.2017 г. при исчислении и уплате страховых взносов организации будут уже руководствоваться не нормами Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), а новой главой НК РФ — главой 34 «Страховые взносы».
С 01.01.2017 г. в НК РФ под страховыми взносами будут пониматься обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В тоже время смена нормативного документа, которым будут руководствоваться плательщики страховых взносов, не скажется на самом порядке в их исчислении и уплате — эти правила практически останутся прежними. Это касается:
— состава плательщиков страховых взносов (статья 419 НК РФ);
— состава объектов обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, о чем позволяют говорить нормы статей 419 и 420 НК РФ;
— порядка определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (статьи 419, 421 НК РФ);
— размеров тарифов страховых взносов, в том числе пониженных и дополнительных (статьи 425 — 429 НК РФ);
— сроков уплаты страховых взносов (статьи 431, 432 НК РФ);
— алгоритма расчета страховых взносов, уплачиваемых коммерсантами «за себя» ( статья 429 НК РФ).

Практически остался тем же и перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, который будет установлен статьей 422 НК РФ. Исключением являются суточные при командировках. С 01.01.2017 г. работодателям, направляющим своих работников в командировку (как внутри страны, так и за рубеж), видимо придется руководствоваться предельными размерами суточных, установленных главой 23 НК РФ (700 руб. и 2 500 руб. соответственно), так как с суммы превышения этого размера придется начислять страховые взносы. Такой вывод позволяет сделать норма пункта 2 статьи 422 НК РФ.
А вот порядок представления отчетности по страховым взносам изменится. Так как полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с начала следующего года будут переданы налоговикам, то отчитываться по страховым взносам их плательщики будут в своейналоговой инспекции. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы, как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, будут представлять налоговикам единый расчет по страховым взносам в срок, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Пока формы такого расчета нет, но в ближайшее время форму расчета и порядок ее заполнения по согласованию с Минфином России должна утвердить Федеральная налоговая служба, что вытекает из пункта 7 статьи 80 НК РФ.
Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, то отчитываться в инспекции плательщик страховых взносов будет исключительно в электронном формате, заверяя отчетность усиленной квалифицированной электронной подписью.
Плательщики страховых взносов с меньшей среднесписочной численностью физических лиц наделены правом представления электронной отчетности по взносам.

Особо обращаем Ваше внимание на то, что передача налоговикам функций по контролю за исчислением и уплатой страховых взносов потребовала и внесения соответствующих изменений в часть первую НК РФ.

Обратите внимание!
Помимо страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, организации, как известно, уплачивают еще и так называемые «взносы на травматизм». В части их все останется по-прежнему, то есть при их исчислении и уплате организации, как и ранее, будут руководствоваться нормами Федерального закона от 24.07.1998 г. N125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ).
Администрировать уплату «взносов на травматизм» будет по-прежнему Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ), но в связи с тем, что Закон N 212-ФЗ утратит силу, в Законе N 125-ФЗ с 01.01.2017 г. появятся собственные нормы в части уплаты взносов, проведения проверок, взыскания недоимок, уплаты штрафов, пеней и так далее.
Иными словами, благодаря Закону N 250-ФЗ с 01.01.2017 г. в Законе N 125-ФЗ появятся все отсылочные нормы Закона N 212-ФЗ. Организации — страхователи, по прежнему,будут сдавать в ФСС РФ отчетность по травматизму по форме 4-ФСС.
Для справки: форма указанного расчета утверждена Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 г. N 59 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка еезаполнения».
Между тем, скорее всего названная форма претерпит изменения. Отчитываться в ФСС РФ, как и раньше, организации будут ежеквартально. Если расчет формы 4-ФССподается организацией в бумажном виде, то сдать его в ФСС РФ нужно будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в том случае если используется электронная отчетность — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сохранится у организаций и обязанность по ведению персонифицированного учета, на что указывают нормы Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». При этом организации по-прежнему будут представлять в Пенсионный Фонд РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 г. N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах». Но если сейчас такая отчетность формы СЗВ-М сдается в ПФР не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, то с 01.01.2017 г.отчитываться по данной форме организации станут не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Кроме того, организации будут ежегодно в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять в ПФР о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, которые сейчас вносятся в форму РСВ-1.

Теперь, что касается изменений с 01.01.2017 г. в сфере бухгалтерского учета. Таковых немного и связаны они с консолидированной финансовой отчетностью. Напомним, что основными нормативными документами в сфере российского бухгалтерского учета являются:
• Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ » О бухгалтерском учете»;
• Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон N 208-ФЗ).

Причем Закон N 208-ФЗ с 15.07.2016 г. действует в редакции, обновленной Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Оконсолидированной финансовой отчетности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 262-ФЗ).
Согласно Закону N 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) определяется как группа.
В силу статьи 2 Закона N 208-ФЗ формировать такую отчетность должны только те организации, на которые распространяется сфера применения Закона N 208-ФЗ, а именно на:
1. кредитные организации;
2. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
3. негосударственные пенсионные фонды;
4. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
5. клиринговые организации;
6. федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
7. акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
8. иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
9. организации, для которых составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрено другими федеральными законами;
10. организации, у которых обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности предусмотрена учредительными документами.

Как и обычная бухгалтерская отчетность, консолидированная финансовая отчетность составляется в целом за год (годовая консолидированная отчетность), а также за отчетные периоды текущего года (промежуточная консолидированная отчетность).
Адреса и сроки представления консолидированной финансовой отчетности определены статьей 4 Закона N 208-ФЗ, согласно которой годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:
• участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации;
• в ЦБ РФ (за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 68, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 статьи 4 Закона N 208-ФЗ).

Причем годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в том случае, если это предусмотрено ее учредительными документами. В случаях, установленных ЦБ РФ, промежуточная консолидированная отчетность (за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 68, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 статьи 4 Закона N 208-ФЗ) представляется еще и в ЦБ РФ.

Отметим, что федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 (то есть иными организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список) в ЦБ РФ.
Сроки представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности отдельных организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена, на что указывает пункт 7 статьи 4 Закона N 208-ФЗ.
В случае если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 208-ФЗ установлено, что организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность, а кредитные организации (пункт 1) и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (пункт 8), раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.
Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации. При этом она должна быть достоверной, что подтверждается соответствующим аудиторским заключением и доступной всем заинтересованным пользователя в течение трех лет с момента ее размещения.
По общему правилу раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона N 208-ФЗ, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.
Увязывая обновленные нормы Законы N 208-ФЗ можно сделать вывод, что кредитные и иные организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, будут раскрывать свою промежуточную финансовую отчетность уже с первого отчетного периода 2017 года. Причем сделать это нужно будет не позднее 30 дней со дня ее представления.

Кулаева Н.С.

Exit mobile version