Бухгалтер NEWS – все новости для хорошего бухгалтера!

Почему правительство может ускорить программу сплошной маркировки

Почему правительство может ускорить программу сплошной маркировки

Идея защиты предпринимательства от давления государства остается для нас привлекательной. Но мы отдаем себе отчет в двух важных моментах.

В любой конкретный момент на рынке работают коммерчески успешные компании, тем или иным способом адаптировавшиеся в том числе к несовершенному и избыточному госрегулированию. Они менее всего заинтересованы в совершенствовании регулирования. Именно с этих позиций имеет смысл оценивать предстоящее в ближайшие месяцы развитие событий вокруг системы маркировки товаров.

Сам по себе проект маркировки, переросший в государственно-частное партнерство с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), начался пять лет назад, и уже тогда было понятно, что эксперименты с системой обязательной прослеживаемости движения товаров в торговой сети под эгидой ФНС и ФТС не являются чисто отраслевыми.

Это часть концепции, в рамках которой принудительная прозрачность рынков совмещается с цифровизацией налогов и сервисной концепцией ФНС, электронным бюджетом Минфина, проектами «преодоления цифрового неравенства». В ближайшие два года для премьер-министра Михаила Мишустина очевидной задачей является «замыкание» всего этого друг на друга — «обеление» экономики как альтернатива повышению налогов.

Сплошная маркировка на всех потребрынках сейчас может быть даже ускорена: итоги экспериментов в этой сфере правительства с 2016 года показывают, что у системы много не только коммерческих эффектов помимо «обеления» рынка. Сильнее всего это было заметно на рынке мехов: там легальный оборот вырос с 2016 года с 300 тыс. единиц в год до 3 млн.

С 2020 года тот же эффект, видимо, продемонстрирует рынок обуви — компании заказали у ЦРПТ 1,2 млрд меток при натуральном объеме рынка 330–350 млн единиц в год.

Социальные «экстерналии» маркировки наиболее интересны на рынке табачных изделий и лекарств. В первом случае это «появление» в РФ за два года десятка крупных производств табака (три из которых крупные), вряд ли это не просто легализация — в отрасли уже шутят про «инвестбум».

Во втором случае важно появление информации о функционировании в стране подпольного рынка сердечно-сосудистых и онкопрепаратов, фальсификатов, в том числе препарата «Калетра» (лечение ВИЧ-инфекции). Да, это тоже в каком-то смысле бизнес, при развитии маркировки он умрет. Защищать его интересы от давления государства к тому же — значит поддерживать барьеры для работы на рынке тех, кто сейчас уверен (и не без оснований), что в России вообще не надо работать, раз там такое бывает.

Наиболее конфликтна сейчас ситуация вокруг маркировки молочной продукции. Уже после представленных правительством в 2019 году рынку отсрочек маркировки новое сопротивление может лишь усилить намерения правительства решить проблему очень быстро и уже для всех.

Здесь дело даже не в налогах, а в выравнивании конкуренции и борьбе с фальсификатом: какой смысл ждать новые полгода, если за это время пальмового масла в сливочном точно меньше не стало?

Авторы: Дмитрий Бутрин

Газета «Коммерсантъ» №33 от 25.02.2020, стр. 7

 

Exit mobile version