Работница, уволенная из организации по сокращению, обратилась в суд с требованием о взыскании с бывшего работодателя денежной компенсации за дни неиспользованного отпуска.
Свое требование она мотивировала тем, что в силу ст. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках она имела право при увольнении по данному основанию на полную компенсацию неиспользованного отпуска (Определение Восьмого КСОЮ от 20 февраля 2020 г. по делу № 8Г-5980/2019).
Напомним, что согласно указанной норме полную компенсацию за неиспользованный отпуск получают в том числе работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по перечисленным в ней причинам (вследствие ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, поступления на военную службу и др.).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в последний рабочий год отпускной стаж составил 7 месяцев, работница была уволена в связи с сокращением штата работников, следовательно, в соответствии со ст. 28 Правил (в определении статьи не вполне корректно именуются пунктами) она имеет право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск.
Однако судьи апелляционной инстанции не согласились с мнением суда первой инстанции и указали, что ст. 28 Правил применяется лишь в том случае, если работник проработал в организации меньше года. В случае же увольнения работника, отработавшего в организации более одного года, компенсация определяется пропорционально отпускному стажу.
Кассационный суд нашел такие выводы суда апелляционной инстанции основанными на неверном толковании норм права, поэтому апелляционное определение отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции.
На наш взгляд, толкование ст. 28 Правил, осуществленное судами первой и кассационной инстанций в рассматриваемом деле, позволяет не нарушать закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса принцип равенства прав и возможностей работников, поскольку при одинаковом стаже в текущем рабочем году позволяет компенсировать одинаковое количество дней отпуска за этот год.
Отметим, что Правила не содержат нормы, согласно которой работникам, отработавшим более года, всегда выплачивается пропорциональная компенсация за неиспользованный отпуск
В Правилах вообще нет отдельного правового регулирования вопросов выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам, работающим не первый год у работодателя. Поэтому, и по нашему мнению, выбор между полной и пропорциональной компенсацией не должен зависеть от того, в каком по счету рабочем году увольняется работник.
Подобные выводы содержат, например, определения Санкт-Петербургского горсуда от 19 февраля 2020 г. № 33-4976/2020, Верховного Суда Республики Бурятия от 26 августа 2019 г. № 33-2904/2019.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1403251/