1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в едеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» (далее – Закон № 289-ФЗ).
Он ввел в российское законодательство новый правовой институт – внесудебное банкротство гражданина. Последний призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.
Новым нормам посвящен отдельный параграф 5 в главе Х Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Остановимся на нем подробнее.
Предпосылки внесения изменений
Поправки, касающиеся введения упрощенного порядка признания гражданина банкротом, были инициированы еще в прошлом году – соответствующий Законопроект № 792949-7 12 сентября 2019 года внес в Госдуму депутат Николай Николаев. Показательной для обоснования актуальности и необходимости его подготовки стала приведенная в пояснительной записке статистика судебных решений о признании граждан несостоятельными.
Так, в 2018 году количество таких решений увеличилось в 1,5 раза (в среднем до 44 тыс. в год) по сравнению с 2017 годом. Причем, исходя из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), у 70-80% граждан-должников, вступающих в процедуру банкротства, инвентаризация не выявила имущества, необходимого для погашения долгов. «В среднем 65-75% кредиторов ничего не получают по итогам банкротства.
При этом с каждым годом количество дел о банкротстве граждан неуклонно растет. Число реабилитационных процедур уменьшается, а это значит, что доходы граждан не позволяют реструктуризировать долг», – отметил автор инициативы.
Статистика 2019 года не сломила существующую тенденцию – на фоне роста общего количества завершенных процедур реализации имущества (в 2018 году – около 12 тыс., в 2019 году – более 18 тыс.) доля дел, в которых кредиторы ничего не получили по итогам процедуры, составила 71%, а дел, в которых у должника по данным инвентаризации не оказалось имущества, – 78%.
Такие данные свидетельствуют не только о ежегодно возрастающей нагрузке на суды в части дел о банкротстве граждан, но и о том, что в большинстве случаев соответствующие процедуры не дают результатов, поскольку граждане-должники не могут ни удовлетворить требования кредиторов, ни оплатить процедуру собственного банкротства. Это и стало главной причиной введения института внесудебного банкротства граждан в российское законодательство. «Судебное рассмотрение таких дел о банкротстве является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим», – заключил Николаев.
Поиск путей оптимизации процесса признания гражданина банкротом привел к идее формирования новой процедуры, не связанной с длительными судебными разбирательствами и не обремененной излишними финансовыми затратами для граждан, которые и так попали в долговую яму. Здесь прослеживается и социальная составляющая поправок – они рассчитаны прежде всего на людей, которые имеют небольшой долг, но не имеют возможности его погасить.
Правовые основы внесудебного банкротства гражданина
Текущее регулирование внесудебного банкротства предусматривает установление:
- условий применения рассматриваемого механизма;
- особенностей подачи и рассмотрения заявления;
- порядка размещения в ЕФРСБ сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке и последствий включения таких сведений в реестр;
- правил прекращения процедуры внесудебного банкротства гражданина и освобождения его от обязательств по завершении этой процедуры;
- бесплатности процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке
Закон содержит всего два условия, совокупность которых позволяет гражданину подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке:
общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. руб. (при этом не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки, проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды и иные имущественные или финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей);
на дату подачи заявления в отношении гражданина окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю из-за отсутствия у него имущества, на которое может быть обращено взыскание (независимо от объема и состава требований взыскателя) и после возвращения исполнительного документа взыскателю не возбуждено иное исполнительное производство (ч. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве).
Причем имеется прямая оговорка о том, что кроме указанных условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуется его соответствие и (или) подтверждение соответствия иным условиям. В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке он подтверждает свое соответствие условиям, при том, что такое соответствие предполагается.
Эксперты в целом положительно оценивают условие о размере денежных обязательств, отмечая, что установленный предел, с одной стороны, позволит инициировать процедуру банкротства тем гражданам, которые ранее не могли этого сделать из-за действующего лимита для судебной процедуры банкротства (более 500 тыс. руб.), с другой стороны, станет ограничителем для процедур с незначительной суммой долга.
По мнению руководителя юридического направления ООО ЮД «36 СТРАТАГЕМ» Катерины Коробковой, данный финансовый лимит установлен в целях оптимизации количества процедур внесудебного банкротства.
Юрист адвокатского бюро А2 Борис Чирков признает логичным ограничение верхнего предела долга суммой в размере 500 тыс. руб. «Кредиторам по обязательствам с меньшей суммой долга в принципе невыгодно обращаться в суд для судебного банкротства должника и нести расходы на юристов, оплату услуг арбитражного управляющего, которые будут приблизительно соответствовать сумме долга (а ведь его еще можно и не вернуть, если у должника не найдется имущества)», – уверен он.
В свою очередь, Председатель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим считает целесообразным увеличить верхний порог долга с 500 тыс. хотя бы до 1,5 млн руб., чтобы обеспечить большему количеству должников возможность пользоваться процедурой внесудебного банкротства.
Между тем, партнер юридической компании «МОЖНО» Андрей Шевченко не поддерживает введение внесудебной процедуры, считая достаточным просто уменьшить с 500 тыс. до 300 тыс. руб. размер обязательств для инициирования банкротства в судебном порядке. «Откровенно говоря, невозможность должником погасить задолженность до 300 тыс. весьма сомнительна и говорит скорее о недобросовестности сторон правоотношения. Недобросовестность выражается либо в нежелании должника платить, либо в нежелании кредитора пойти навстречу и предоставить должнику, например, рассрочку платежа», – отмечает он.
Что касается требования об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа из-за отсутствия имущества у должника, то его эксперты признают главным препятствием для инициирования процедуры внесудебного банкротства.
Например, юрист консалтинговой компании Parallel Legal Consulting Екатерина Морозова отмечает, что на получение постановления приставов о прекращении исполнительного производства могут уйти годы из-за значительных сроков судебных разбирательств и возможного (и неоднократного) возобновления исполнительного производства в связи с периодическим появлением доходов у должника. Катерина Коробкова тоже считает требование о предоставлении соответствующего документа существенным фильтром-ограничителем. Согласен с этим и Андрей Шевченко, усматривая в таком условии не только недостаток внесудебной процедуры, но и существенный перекос баланса прав в пользу кредиторов.
МНЕНИЕ
Андрей Шевченко, партнер юридической компании «МОЖНО»:
«Возможность должника обратиться с заявлением о внесудебном банкротстве целиком зависит от поведения кредиторов, поскольку они могут не обращаться в суд за решением о взыскании долга и исполнительным листом, и даже получив исполнительный лист, не возбуждать исполнительное производство, а продолжать донимать должника требованиями заплатить. Кстати, обжаловать сделки и разыскивать имущество должника кредиторы могут и без внесудебного банкротства».
Стоит отметить, что в первоначальной редакции Законопроекта № 792949-7, который впоследствии стал Законом № 289-ФЗ, перечень требований к гражданину, желающему подать заявление о признании банкротом во внесудебном порядке, был гораздо шире.
Помимо общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предлагалось учитывать такие критерии, как: признание гражданина безработным или имеющим источник дохода менее величины регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи не менее чем за три месяца до подачи заявления; отсутствие принадлежащего на праве собственности имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание; отсутствие денежных средств на банковских счетах (вкладах) в кредитных организациях в совокупном размере более 50 тыс. руб. в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и истечение до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом срока, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.
Кроме того, в числе условий был запрет на признание гражданина банкротом в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления. Эти требования должны были соблюдаться одновременно. Но в процессе доработки законопроекта перечень условий был сокращен и доработан.
Особенности подачи и рассмотрения заявления
Корректировке подвергся также порядок подачи и рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Если в Законопроекте № 792949-7 предполагалось, что такое заявление будет принимать и рассматривать саморегулируемая организация арбитражных управляющих, являющаяся членом национального объединения СРО, то затем было решено существенно упростить эту процедуру, задействовав для этого МФЦ.
Так, согласно действующей редакции ст. 223.2 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин может подать в МФЦ по месту жительства или месту пребывания. Форма такого заявления и порядок его заполнения и подачи утверждены Приказом Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. № 497.
В заявлении должна быть отражена информация о гражданине (его Ф. И. О., в том числе прежние, если они менялись, дата и место рождения, СНИЛС, данные паспорта, адрес регистрации по месту жительства или пребывания в РФ и т. п.) и информация о представителе гражданина, если заявление подается представителем.
Кроме того, в нем подтверждается соответствие заявителя необходимым условиям в части объема долговых обязательств и окончания исполнительного производства, а также отражается факт уведомления о последствиях возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина. Если заявление подает физлицо, которое зарегистрировано или было зарегистрировано в качестве ИП, то об этом следует указать в соответствующей графе.
При заполнении заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке необходимо учитывать, что поля формы заявления заполняются вручную либо в машинописном виде (если иное не предусмотрено самой формой), исправления с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускаются. Распечатывать заявление необходимо на бумажном носителе с одной стороны листа, а в случае скрепления листов – обеспечивать сохранность бумажного носителя.
Заполнение полей формы заявления значениями текстовых, числовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа (п. 1 Порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, Приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. № 497).
К заявлению прикладываются: список всех известных кредиторов; копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, подтверждающего место жительства или пребывания; копия документа, подтверждающего полномочия представителя (если заявление подается представителем); копия документа, удостоверяющего личность представителя (если заявление подается таковым).
Рассмотрение заявления будет происходить в максимально короткие сроки – МФЦ в течение одного рабочего дня со дня получения заявления проверит по банку данных в исполнительном производстве на официальном сайте ФССП России наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю и отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений.
Если в банке данных имеются сведения о возвращении исполнительного документа и нет информации о ведении новых исполнительных производств, сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в течение трех рабочих дней будут включены в ЕФРСБ. В противном случае заявление будет возвращено заявителю с указанием причины возврата, что послужит препятствием для его повторной подачи в течение одного месяца после возврата. Хотя у гражданина будет право обжаловать возврат заявления в арбитражный суд по месту своего жительства.
Надо сказать, что период действия запрета на повторную подачу возвращенного заявления изначально планировался сроком на полгода – это было предусмотрено в Законопроекте № 792949-7 применительно к случаям выдачи арбитражным управляющим отказа в удостоверении соблюдения требований, предъявляемых к гражданину-должнику.
В ходе доработки документа этот срок был уменьшен до одного месяца, хотя и его эксперты считают излишним – например, Борис Чирков отмечает, что чаще всего для устранения недостатков, послуживших основанием для возврата заявления, гражданину достаточно нескольких дней. Такого же мнения юристы придерживаются относительно прописанного в законе запрета на повторную подачу гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в течение 10 лет после дня прекращения процедуры внесудебного банкротства или дня ее завершения.
На избыточность этого срока указывает юрист Европейской Юридической Службы Мария Замолоцких, сопоставляя его со сроком действия ограничения на повторную подачу заявления в рамках общего порядка банкротства – 5 лет (ч. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве).
МНЕНИЕ
Мария Замолоцких, юрист Европейской Юридической Службы:
«Считаю, что срок, установленный законом в принципе достаточен для повторной подачи заявления о признании банкротом. Однако бывают случаи, когда гражданин не может оплачивать имеющиеся долги в силу трудной жизненной ситуации, например, вследствие тяжкого увечья, болезни, так как гражданин в принципе не может исполнять трудовые обязанности в дальнейшем. В связи с этим нужно сделать исключения, предусмотрев возможность снижения моратория на повторную подачу заявления о признании банкротом для некоторых категорий граждан в ряде случаев до 5 лет».
Борис Чирков тоже предлагает уменьшить этот срок как минимум в 3-4 раза, но при этом прописав последствия для гражданина после внесудебного банкротства и признания долгов безденежными, которые бы оберегали его потенциальных кредиторов от недобросовестного контрагента. Андрей Шевченко считает иначе – он полагает, что при установлении срока в 10 лет законодатель исходил из того, что должник случайно попал в такую ситуацию и впредь будет более осмотрителен. «Уменьшение срока моратория может привести к появлению так называемых профессиональных должников», – отмечает эксперт.
Размещение сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в ЕФРСБ и последствия такого размещения
Включению в реестр подлежат сведения о гражданине (его Ф. И. О., включая ранее присвоенные Ф. И. О в случае их перемены, дата и место рождения, СНИЛС, ИНН при наличии, место жительства или при отсутствии регистрации по месту жительства – фактическое место жительства), сведения о его кредиторах, размере их требований, а также наименование МФЦ, включившего такие сведения в ЕФРСБ. Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется в том же порядке, что и при реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества (ст. 223.3 Закона о банкротстве).
Похожи и последствия включения указанных сведений в реестр. Последние проявляются в том, что:
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей (за исключением требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе тех, которые не были заявлены при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке);
- считается наступившим срок исполнения возникших до дня включения сведений в реестр денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей (кроме тех требований, на которые не распространяется мораторий на их удовлетворение);
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и других финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением тех, которые не попали под мораторий;
- не подлежат применению правила о возможности направления исполнительных документов в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем;
- все исполнительные документы могут быть направлены только в ФССП России и ее территориальные органы;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в качестве исключений;
- считается предоставленным согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими госрегистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам;
- вводится запрет на совершение гражданином в течение срока процедуры внесудебного банкротства сделок по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иных обеспечительных сделок (ст. 223.4 Закона о банкротстве).
Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина и освобождение его от обязательств
Процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается, если в течение срока этой процедуры в собственность гражданина поступило имущество (например, в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иным образом изменилось его имущественное положение, что позволяет полностью или в значительной части исполнить обязательства перед кредиторами.
В этом случае должник обязан в течение пяти рабочих дней уведомить МФЦ, а последний – не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления включить сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ. Неисполнение гражданином такой обязанности чревато тем, что кредитор, указанный должником в списке кредиторов, сможет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.
Мария Замолоцких считает необходимым доработать эту норму, так как поступление имущества в дар или по наследству гражданина не может являться безусловным основаниям для признания улучшения его имущественного положения. «Например, гражданину может перейти по наследству доля в имуществе, она бывает малозначительной, и это может быть единственным жильем для гражданина и его семьи, поэтому ее отчуждение скажется на его правах и может не удовлетворить в полном объеме требования кредиторов», – отмечает она.
Еще одним основанием для прекращения процедуры считается вынесение арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Копию соответствующего определения арбитражный суд направляет в МФЦ не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения, и МФЦ в течение трех рабочих дней включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства.
При этом в течение всей процедуры – со дня включения в ЕФРСБ сведений о ее возбуждении и до дня ее завершения или прекращения – в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом вправе обратиться: кредитор, не указанный в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина-должника; кредитор, указанный в таком списке, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям для инициирования процедуры внесудебного банкротства, обнаружено принадлежащее должнику имущество или имущественные права, подлежащие госрегистрации или иному учету или имеется вступившее в законную силу решение суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной (ст. 223.5 Закона о банкротстве).
Через полгода со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в реестр процедура банкротства завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении. В день завершения процедуры МФЦ должен отразить этот факт в ЕФРСБ.
С этого момента задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, будет признана безнадежной.
Если в заявлении гражданин указал сумму требований кредитора, которая меньше действительной, то он освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере указанной в заявлении суммы, а если больше действительной – то в размере действительной суммы задолженности.
На требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, освобождение от обязательств не распространяется, равно как и на случаи привлечения гражданина к уголовной или административной ответственности за совершенные в данном деле о банкротстве неправомерные действия, преднамеренное или фиктивное банкротство, а также при наличии доказательств незаконных действий гражданина при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве.
Сюда относятся и мошенничество, и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, от уплаты налогов или сборов, а также предоставление кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества.
Что касается требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов и иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, то они могут быть предъявлены и после окончания процедуры банкротства в непогашенной их части.
Это же касается требований о: привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности; возмещении гражданином убытков, причиненных им умышленно или по грубой неосторожности юрлицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин; возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности; применении последствий недействительности сделки и т. п.
Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина аналогичны тем, что применяются при судебной процедуре банкротства по ст. 213.30 Закона о банкротстве. Соответствующие сроки исчисляются со дня завершения процедуры внесудебного банкротства (ч. 5 ст. 223.6 Закона о банкротстве).
МНЕНИЕ
Евгений Седунов, юрист Управления судебной практики юридической фирмы Howard Russia:
«Последствия личного банкротства для гражданина таковы, что повторять эту процедуру не возникнет ни желания, ни возможности, так как это испорченная кредитная история, обязанность на протяжении 5 лет указывать сведения о банкротстве при направлении заявки на получение займов и невозможность на протяжении 3 лет занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, в течение 10 лет занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией (ст. 213.30 Закона о банкротстве)».
Бесплатность процедуры внесудебного банкротства гражданина
Поскольку введение процедуры внесудебного банкротства гражданина изначально задумывалось в целях социальной поддержки неплатежеспособных граждан и возврата их в экономический оборот, то существенной особенностью процедуры внесудебного банкротства является ее бесплатность для должника.
Взимание платы не предусмотрено ни за рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ, ни за включение сведений в ЕФРСБ (ст. 223.7 Закона о банкротстве). «В общем порядке гражданин должен оплатить госпошлину 300 руб., внести в депозит арбитражного суда 25 тыс. руб. на услуги финансового управляющего, а также возместить расходы, связанные с публикацией сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений», – напоминает Замолоцких. При внесудебном банкротстве все эти расходы покроет государство.
Отметим, бесплатность процедуры для гражданина-должника была предусмотрена и в Законопроекте № 792949-7, однако в нем расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за сопровождение внесудебного банкротства гражданина в размере 3 тыс. руб. и возмещение сопутствующих процедуре затрат планировалось финансировать за счет средств фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением СРО арбитражных управляющих на основе взносов самих СРО.
Преимущества и недостатки процедуры внесудебного банкротства гражданина
В числе безусловных преимуществ процедуры внесудебного банкротства гражданина эксперты выделяют следующие:
- социально-реабилитационная цель, состоящая в списании непосильных долговых обязательств гражданина;
- ликвидация проблемы «вечной долговой ямы» путем предоставления возможности освободиться от задолженности гражданам, у которых полностью отсутствует имущество;
- простота инициирования внесудебного банкротства, удобство подачи заявления (в МФЦ, а не в суд) и оперативность его рассмотрения;
- сокращенный срок новой процедуры – шесть месяцев (это почти в 2,5 раза меньше среднего срока судебной процедуры банкротства и даже меньше изначально предлагаемого в Законопроекте № 792949-7 срока в один год);
- бесплатность процедуры для гражданина (на должника не возлагается никаких дополнительных обязательств по финансированию процедуры);
- проведение процедуры без участия финансового управляющего;
- неприменение запрета на выезд за границу в отличие от общего порядка, когда арбитражным судом выносится определение о временном ограничении права на выезд гражданина из РФ на период рассмотрения дела в суде, и т. д.
МНЕНИЕ
Борис Чирков, юрист адвокатского бюро А2:
«Механизм внесудебного банкротства гражданина скорее направлен на списание безнадежной задолженности, чем на реальную процедуру банкротства, пусть и в упрощенном формате, поэтому недостатков у него в части банкротства выявить можно много, в то время как для списания безнадежного долга в небольшом размере он подходит».
Недостатки проявляются как в самой процедуре внесудебного банкротства гражданина, о которых говорилось выше (в части установления сроков, избыточного требования об окончании исполнительного производства и т. п.), так и в правовом регулировании нового института, которые порождают риски для должников и кредиторов и не исключают возможных злоупотреблений с их стороны.
Как отмечает партнер Адвокатского бюро CTL Павел Астапенко, должник может скрыть имущество, а также «дружественных» кредиторов, «списать» долги перед другими кредиторами во внесудебном банкротстве и удовлетворить требования перед кредиторами из сокрытого имущества, которые отсутствовали в поданном им списке кредиторов. Кроме того, кредиторы с таким размером требований к должнику не могут производить ежедневный и даже ежемесячный мониторинг ЕФРСБ на предмет того, нет ли в нем сведений о гражданине-должнике как о внесудебном банкроте.
«Наша рекомендация бизнесу – отслеживать информацию о подаче своими клиентами-физлицами документов на банкротство. Это поможет избежать впоследствии оспаривания сделок в рамках внесудебного банкротства», – призывает эксперт.
Арбитражный управляющий САУ «Авангард» Александр Бедункевич выделил ряд законодательных пробелов, которые имеют место, пока отсутствует правоприменительная практика.
Например, непонятно: чем должно подтверждаться требование кредитора – только ли наличием первичной документации или это должно быть судебное решение, и обладает ли полномочиями запроса документов у регистрирующих органов кредитор, которого нет в заявлении; какими полномочиями обладает кредитор в случае оспаривания данного требования третьими лицами; имеет ли право кредитор, не указанный в заявлении о признании должника банкротом, обратиться в суд в том случае, если сумма его требований не превышает минимального порога задолженности (не более 500 тыс. руб.) для признания должника банкротом, но в совокупности с требованиями других кредиторов эта сумма будет больше; что будет происходить с процедурой внесудебного банкротства в случае обращения должника в суд с заявлением о признании себя банкротом или во время рассмотрения требований кредиторов в арбитражном суде (будет ли она приостанавливаться или нет); имеет ли право кредитор запрашивать информацию о составе имущества семьи должника; является ли срок в полгода пресекательным.
Ольга Сулим относит к минусам процедуры: новизну самого понятия внесудебного банкротства, что не исключает многочисленных ошибок и недочетов; возможность проведения процедуры только при наличии исполнительного производства судебными приставами; малый верхний порог долга, который лишает возможности пользоваться процедурой значительную часть должников.
А Мария Замолоцких выражает опасения относительно того, что внесудебная процедура банкротства может приобрести массовый характер, что негативно скажется на финансовом секторе и повлечет ужесточение банками порядка выдачи кредитов и предъявление повышенных требований к заемщикам. «Не стоит исключать и махинации с имуществом, например, переписывание его на родственников», – добавляет она.
МНЕНИЕ
Андрей Шевченко, партнер юридической компании «МОЖНО»:
«Если сравнить процедуры судебного и внесудебного банкротства, то внесудебное банкротство несомненно дешевле, но не быстрее и не снижает нагрузку на судебную систему, а, возможно, увеличивает ее. Внесудебное банкротство возможно только после решения суда по конкретному спору и проведения исполнительных процедур.
Судебное банкротство позволяет сразу всем кредиторам судиться с должником, что уменьшает количество судов. В процедуре внесудебного банкротства должник все равно остается один на один с кредиторами и за соблюдением его прав никто не следит, равно как и кредиторам для защиты своих прав придется обращаться в суд».
Институт внесудебного банкротства гражданина, как и любой другой новый для российского права институт, пока не в полной мере воспринят юридическим сообществом.
В целом положительно оценивая саму идею государственной поддержки граждан, попавших в тяжелое материальное положение, их реабилитацию и возвращение в экономический оборот, многие эксперты пока не видят в механизме внесудебного банкротства тех посылов, которые, преследуя общую цель минимизации нагрузки на суды, позволят в значительной степени повысить доступность и эффективность банкротства для граждан. Такой скепсис в большей степени связан с несовершенством введенного правового регулирования.
Несмотря на то что в законе появился целый параграф, устанавливающий порядок внесудебного банкротства гражданина и уже начинает формироваться подзаконная нормативная правовая база, некоторые вопросы требуют дополнительной проработки. Возможно, восполнить имеющиеся правовые пробелы и разрешить спорные нюансы помогут разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по рассматриваемой теме. Но пока ВС РФ не озвучил свои планы относительно сроков утверждения соответствующего постановления.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1409808/#ixzz6X2ogHfGy