Чтобы собрать доказательства ущерба от кризиса, придется потрудиться
Правительство в качестве одной из антикризисных мер готовит введение налоговых каникул. Для начала — для сферы туризма и авиаперевозок, а также для малого и среднего бизнеса. Детали этих предложений пока неизвестны, юристы же предполагают, что желающие получить налоговые послабления могут столкнуться с рядом сложностей: действующая система отсрочек слишком сложна для ее применения на практике и требует от налогоплательщика сбора множества доказательств необходимости льготы.
В частности, для получения отсрочки из-за наличия обстоятельств непреодолимой силы каждый плательщик должен будет сам доказывать факт причинения ему ущерба.
Антикризисный план правительства включает в себя налоговые каникулы для особо страдающих в нынешней ситуации отраслей — туризма и авиаперевозок. Также рассматривается предоставление квартальной отсрочки по налоговым платежам для малого и среднего бизнеса. Как именно будет организовано выделение таких льгот, пока неясно.
Отметим, что в российской практике есть примеры налоговых каникул в виде освобождения отдельных видов организаций от уплаты налогов на определенный срок, например микробизнес и индивидуальные предприниматели. Так, «индивидуалы», применяющие упрощенную систему или патентную систему, при соблюдении определенных условий могут получить такую льготу на два налоговых периода.
По мнению партнера КПМГ в РФ и СНГ Алисы Мелконян, отсрочка текущих платежей по налогу с практической точки зрения более эффективна, чем их сбор в бюджет с последующим выделением, например, субсидий через сложные административные процедуры. Налоговый кодекс (НК) предусматривает возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате текущих налогов и сборов на срок до трех лет.
Однако у механизма есть ограничения. Например, размер рассрочки не может превышать величину чистых активов, НК налагает на налогоплательщика много обязательств, связанных с предоставлением документов — справок из банков, реестра контрагентов, перечня имущества и так далее. Решение о предоставлении отсрочки принимается налоговыми инспекциями на региональном уровне.
«На фоне нынешней экономической ситуации для компаний из ряда отраслей имеет смысл упростить применение законодательства о предоставлении налоговых каникул, закрепив необходимые изменения в НК РФ»,— полагает Алиса Мелконян.
Согласно НК, возможно предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов в случае обстоятельств непреодолимой силы.
Такая мера может быть применена к лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок. «При этом с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы на сумму задолженности проценты начисляться не будут»,— говорит партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов.
На территории Москвы уже действует указ мэра о подобных обстоятельствах. На территории всей России — еще нет. Однако, по мнению Александра Овеснова, действующая система отсрочек по уплате налогов слишком сложна для ее применения на практике и требует сбора почти невозможных доказательств. По основанию непреодолимой силы каждый плательщик должен в индивидуальном порядке доказывать причинение ущерба. «В теории это возможно, но практики по данному основанию почти нет»,— замечает эксперт.
Кроме того, в общем случае потребуется наличие банковской гарантии, залога или поручительства, что также осложняет возможность воспользоваться правом на отсрочку. «Поэтому предлагаемые налоговые каникулы могут быть введены и отдельным законом, как это было сделано в 2002 году для предприятий сельхозотрасли»,— добавляет он.
По словам юристов, есть еще один простой вариант решить вопрос налоговых каникул, на который правительство, впрочем, вряд ли пойдет.
Речь идет об обращении к пп. 1 п. 1 ст. 111 НК, упоминающему чрезвычайные и другие непреодолимые обстоятельства, при которых исключается виновность лица в налоговом правонарушении.
Эта норма избавляет от необходимости доказывать наличие таких обстоятельств и может быть применена в случае объявления режима чрезвычайной ситуации федерального масштаба.
Автор: Татьяна Гришина
Газета «Коммерсантъ» №48 от 18.03.2020, стр. 2