В Госдуме в первом чтении рассмотрен законопроект, внесенный Правительством РФ. Документ направлен на развитие дорожного движения, как самостоятельного института. Отмечается, что одной из ключевых ошибок, приведшей к существующей ситуации с перегрузкой уличнодорожных сетей, особенно в крупных городах и на подъездах к ним, явилась несогласованная политика градостроительного развития территорий состоянию и уровню развития уличнодорожных сетей. В регулировании основной упор делается на обеспечении безопасности дорожного движения, что является лишь одной их составляющих дорожного движения. Нет единого основополагающего федерального закона, регулирующего вопросы транспортного развития территорий, организации дорожного движения и оперативного управления ими, а также устанавливающего компетенцию федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной сфере.
Принятие законопроекта позволит установить основные принципы организации дорожного движения; ввести новый понятийный аппарат; разграничить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления; определить возможность создания организаций (специализированных структур, центров, учреждений), ответственных за организацию дорожного движения; установить требования к организации дорожного движения; предусмотреть требования к парковкам общего пользования, платным парковкам; увязать размещение объектов капитального строительства и прочее.
Бурную реакцию вызвали положения законопроекта, предоставляющие органам власти вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения на дорогах в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов). Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.
Следует отметить, что в законопроекте заложены требования и к властям, которые будут вводить такую плату. Эта и другие меры должны быть целесообразны, обоснованы рядом факторов и быть элементом комплексной схемы организации дорожного движения.