Долги компании могут переложить на любого, кто причастен к их возникновению или получил от этого выгоду. Примерно так можно выразить смысл нового закона, который вносит масштабные изменения в Закон о банкротстве. Речь идет о субсидиарной ответственности.
Новелла законодательства, с судебной практикой и даны свежие разъяснения налоговиков, сопутствующие этой теме.
Теперь вместо одной статьи об этом в законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ см. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ появилась целая глава III.2. «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», состоящая из десятка статьей.
Их содержание резко увеличивает шансы кредиторов получить с конечных бенефициаров фирмы-банкрота свои деньги.
Для последних же новшества не сулят ничего хорошего, будь то гендиректор, главный бухгалтер, их родственники и т.д..
Оплатить долги компании теперь могут заставить любого конечного бенефициара
В Закон о банкротстве внесены изменения, расширяющие субсидиарную ответственность лиц.
В прежней редакции закона нормы о такой ответственности представляли собой:
- понятие о том, кто может являться контролирующими лицами (абз. 34 ст. 2);
- статью 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве».
Теперь данные нормы утрачивают силу и вместо них вводится новая глава III.2. «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», состоящая из 23 статей (ст. 61.10–61.22).
Контролирующие должника лица
Контролирующим должника лицом (помимо учредителя, руководителя, их родственников, лица с доверенностью на совершение сделок) теперь могут быть признаны лица:
- определяющие действия должника в силу должностного положения, в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора;
- извлекающие выгоду из незаконного или недобросовестного поведения учредителя или руководителя;
- признанные таковыми на иных основаниях арбитражным судом.
Основания привлечения к ответственности
Контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в двух случаях.
- За невозможность полного погашения требований кредиторов – если причиной этому послужили действия или бездействие данного лица.
Предполагается, что это так, если (помимо таких оснований, как причинение вреда имущественным правам кредиторов, отсутствия или искажения документов бухучета):
- отсутствуют или искажены документы, хранение которых обязательно в силу законодательства об ООО, АО, рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах, государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению либо внесены недостоверные сведения о юрлице в ЕГРЮЛ или в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
- За неподачу (несвоевременную подачу) заявления компании-должника о банкротстве.
Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с таким заявлением или принятию такого решения) в случаях, установленных ст. 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых данным законом возложены данные обязанности.
При нарушении указанной обязанности несколькими лицами они отвечают солидарно.
Бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением указанных обязанностей лежит на привлекаемом к ответственности лице (лицах).
Наложение ареста на имущество
При рассмотрении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве арбитражный суд может рассмотреть и заявление о принятии обеспечительных мер.
В случае его удовлетворения суд вправе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.
Основания для освобождения от ответственности
- Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если:
- оно докажет, что осуществляло функции органа управления номинально, то есть при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юрлица фактически не оказывало определяющего влияния на его деятельность;
- благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество, принадлежащее ему или должнику.
- Контролирующее должника лицо, вследствие действий или бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует, поскольку оно действовало:
- согласно обычным условиям гражданского оборота;
- добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников);
- не нарушая при этом имущественные права кредиторов;
- для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.
Опубличивание и регресс
Сведения о подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам его рассмотрения, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, где указываются:
- Ф.И.О. (для юрлица – наименование);
- ИНН (для юрлица – ОГРН);
- гражданство (для юрлица – страна регистрации);
- размер ответственности в соответствии с заявлением (кроме случаев невозможности определения размера ответственности на дату подачи заявления) или судебным актом.
Привлеченное к субсидиарной ответственности лицо имеет право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы. Такое требование удовлетворяется после всех других требований, как включенных, так и не включенных в реестр.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Вступил в силу 30.07.2017 (за исключением отдельных положений).
ФЗ О несостоятельности (банкротстве) комментарии замруководителя ФНС РФ Сергей Аракелов
На следующий день после опубликования закона № 266-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», его прокомментировал замруководителя ФНС РФ Сергей Аракелов (возможно, именно эта служба и является автором закона).
Основное достоинство новых норм с точки зрения кредитора – это возможность взыскать долги компании не только с гендиректора или учредителя, которые могут оказаться номинальными фигурами и нередко таковыми оказываются, но и с тех лиц, которые в реальности получили существенный доход от деятельности компании. Иными словами – с конечных бенефициаров.
Это могут быть как другие сотрудники компании (в законе приведены примеры: главный бухгалтер, финансовый директор), так и любые другие лица, которые извлекли выгоду из незаконного или недобросовестного поведения учредителя или руководителя компании.
В налоговой службе также считают действенным рычагом взыскания появившуюся в Законе о банкротстве возможность налагать арест на имущество данных лиц, причем уже на этапе подачи заявления о привлечении их к субсидиарной ответственности.
Наконец, еще одно важное нововведение – повышение роли судов при разбирательстве данных дел.
См. http://www.klerk.ru/buh/articles/465761/