Домой Тема дня В нацпроекте поддержки МСП изменились базовые принципы

В нацпроекте поддержки МСП изменились базовые принципы

415
0
В нацпроекте поддержки МСП изменились базовые принципы

Проектный комитет нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» на прошлой неделе утвердил его структурные изменения, предложенные Минэкономики.

Теперь проект ориентирован на создание инфраструктуры, сопровождающей рост МСП на всех стадиях. Это напоминает «инновационно-венчурный» подход: Белый дом предполагает поддерживать самозанятых и заниматься стимулированием роста МСП в одной экосистеме — цифровая платформа поддержки будет единой для всего сектора. Ожидается также донастройка налоговой системы для «бесшовного» перехода МСП к стандартным налоговым режимам.

Обновленный паспорт нацпроекта (НП) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» утвержден его проектным комитетом под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова 29 сентября. Теперь проект состоит из четырех федеральных проектов (ФП) под руководством куратора темы МСП в Минэкономики Татьяны Илюшниковой. Сама структура НП заметно изменилась:

Минэкономики применяет в схеме поддержки МСП подход, аналогичный поддержке инноваций. Это:

  • единая цифровая платформа (отдельный ФП), вовлечение потенциальных предпринимателей в малый бизнес в механизме предакселерации (отдельный ФП),
  • центральный ФП по акселерации субъектов МСП,
  • отдельный ФП, адресованный самозанятым, хотя они тоже рассматриваются и как ступень в эволюции малых компаний.

Сейчас, согласно паспорту НП, в секторе МСП заняты 21,16 млн человек, включая 1,2 млн самозанятых, зафиксировавших свой статус в ФНС (в том числе налоговый режим «Налог на профессиональный доход», НПД). Цель НП теперь — занятость к 2024 году в секторе 23 млн человек (цифра 25 млн перенесена на 2030 год), численность самозанятых к этому времени — 2,1 млн человек (по данным АИС «Налог-3», из них 240 тыс.— применяющих режим НПД).

ФП по предакселерации предполагает, что число вновь создаваемых субъектов МСП вырастет с нынешних 760 тыс. до 1,067 млн в 2024 году, это достаточно спокойная цифра — сверхбыстрого роста сектора не предполагается. В ФП, посвященном акселерации малых компаний, контрольные показатели по росту их средней выручки также консервативны (3,75% в год) при средней численности занятых на одного субъекта МСП — 3–3,16 человека.

Сильно растет только один из главных показателей нынешней схемы поддержки МСП — закупки крупнейших заказчиков (преференциальные госзакупки и закупки госкомпаний): с 3,5 трлн руб. в 2020 году до 5 трлн руб. в 2024 году. НП ставит реалистичные задачи для цифровой платформы МСП и числа ее пользователей — рост с 200 тыс. в 2021 году до 500 тыс. в 2024 году.

Между тем применение экосистемного подхода вместо прежнего секторального вряд ли просто мода. Минэкономики и правительство намерены решать таким способом одну из важных проблем МСП — проблему «швов» при переходе с теоретически оптимизированных под разные размеры оборотов субъектов МСП налоговых режимов (УСН, патенты, ЕНВД): сейчас многие малые предприниматели с неохотой рассматривают варианты расширения бизнеса.

В этой части базовая идея ФП по акселерации — комплексные финансовые, в том числе льготные кредиты МСП, факторинг и инвестплатформы, и налоговые инструменты, работающие консолидированно.

Кроме этого, в рамках нацпроекта предлагаются создание «переходных налоговых режимов» для плавного вхождения растущих малых компаний в стандартные режимы налогообложения и определенная либерализация законодательства, связанная с проблемой «швов». Все это относительно новый подход к МСП, где важен отказ от популярного и на госстороне, и на стороне бизнеса патернализма.

ФНС и Минэкономики согласовали ежемесячное обновление реестра МСП

Успешность всего проекта во многом будет зависеть от готовности регионов стыковать с «федеральной» частью НП свою политику в отношении МСП и региональные программы: по очевидным причинам малый бизнес в РФ завязан на муниципальные и региональные власти. В любом случае новый формат нацпроекта не требует от регионов полуфиктивного и коррупционноемкого наращивания численности МСП и сокращает стимулы к созданию «подконтрольного» малого бизнеса, что для прежних программ поддержки МСП было почти нормой.

Автор: Дмитрий Бутрин

Газета «Коммерсантъ» №181/П от 05.10.2020, стр. 1

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

три × один =