О порядке приема иностранного работника ИП

Помечено: , ,

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1230
    Сергей
    Участник

    Можно ли ИП принять на работу иностранца из Турции, у которого нет вида на жительство? Если можно, то какие документы для этого нужны? Как платить НДФЛ за иностранца?

    Спасибо!

    #1257
    Эксперт
    Модератор

    1. Трудовое законодательство РФ определяет сторонами трудовых отношений работника и работодателя. При этом, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и вступившие в трудовые отношения с работником, признаются работодателями (ст. 20 ТК РФ).
    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Нормы данного Закона, в том числе, регулируют условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях на территории РФ (ст. 1, ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ).

    В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, работодателем является, в частности, физическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и применяющее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
    Таким образом, индивидуальные предприниматели, являясь физическими лицами, имеют право привлекать на работу иностранцев на основании заключенных с ними трудовых договоров.

    2. Положениями Федерального закона N 115-ФЗ установлена, в общем случае, обязанность получения разрешительных документов для правомерного привлечения иностранных граждан в качестве работников на территории РФ.
    Во-первых, работодатель должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115 ФЗ);
    Во-вторых, иностранный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, должен иметь разрешение на работу на территории РФ (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115 ФЗ).
    Вместе с тем, получение разрешительной документации зависит от статуса иностранного гражданина на территории РФ.
    Положения ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливают три основных статуса:
    — временно пребывающий иностранный гражданин (лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание);
    — временно проживающий (лицо, получившее разрешение на временное проживание);
    — постоянно проживающий (лицо, получившее вид на жительство).
    При этом, временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин может быть:
    — лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы;
    — лицом, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
    Согласно положениям ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ, иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

    Как уже было сказано выше, работодатель должен иметь разрешение на использование иностранных работников. Следовательно, работодатель получает разрешение на привлечение и использование иностранных граждан со статусом «временно пребывающих».
    При привлечении к работе иностранных граждан временно или постоянно проживающих на территории РФ, работодателю не требуется получать какие-либо разрешения.

    Также, на основании п. 4.5. ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, работодатель имеет право использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование, если иностранные граждане:
    1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
    2) являются высококвалифицированными специалистами;
    3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста.
    (особенности привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов изложены в ст. 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ).
    Разрешение на работу дает право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории РФ. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан, указанных в пп. 1 — пп. 12 п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, а именно:
    — постоянно или временно проживающих иностранных граждан;
    — участников Государственной Программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
    — сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников международных организаций, а также частных домашних работников указанных лиц;
    — работников иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
    — аккредитованных журналистов;
    — обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
    — обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
    — приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников;
    — являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц;
    — осуществляющих трудовую деятельность в кинематографии, театрах и т.д., а также в спорте;
    — признанных беженцами на территории Российской Федерации; получивших временное убежище.

    Учитывая изложенное, дальнейшие пояснения касаются вопросов получения разрешительной документации для привлечения к работе иностранного гражданина со статусом «временного пребывания», не поименованного в пп. 1 — пп. 12 п. 4 ст. 13, в п. 4.5 ст. 13 Федерального закона N 118 ФЗ, и прибывающего в РФ (или находящегося в РФ) в визовом режиме.
    Последнее обусловлено положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики (заключено в г. Анкаре 12.05.2010), вступившего в силу 16.04.2011, которыми определено применение визового порядка при использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан из Турции (например, ст. 7 Соглашения).

    3. Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации изложены в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008.

    3.1. Привлечение к работе иностранца, прибывающего в Россию в порядке, требующем получения визы, не представляется возможным без предварительного получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранного работника (п. 4, пп. 1 п. 4.5 ст. 13, п. 2 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ).
    Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, индивидуальный предприниматель подает документы в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее ФМС). Территориальные органы ФМС России предоставляют, в том числе, государственную услугу в части оформления и выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам, не являющимся высококвалифицированными специалистами (п. 3.4.3. Административного регламента).

    Перечень подаваемых документов, указанный в п. 43 Административного регламента, следующий:
    1) заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, составляемое по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 369;
    2) копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП; копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
    3) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами
    4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (в соответствии со ст. 333.28 НК РФ размер такой пошлины составляет 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника).
    Сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за прием документов, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается использование иностранных работников, запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников — п. 54 Административного регламента.

    Если в течение месяца центр занятости не предложит кандидатуру на замещение вакансии из числа российских граждан, то по запросу миграционной службы будет принято положительное решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы при наличии соответствующей квоты (о квотах см. п. 3.4.).
    Согласно п. 58 Административного регламента, срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников, или отказа в выдаче такого разрешения не должен превышать 30 дней со дня приема документов.
    Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников направляется работодателю по почте или может быть выдано ему лично (либо уполномоченному лицу) в течение трех рабочих дней после его принятия.
    Мотивированный отказ в выдаче такого разрешения в письменном виде направляется работодателю по почте или выдается ему (либо уполномоченному лицу) на руки в течение пяти календарных дней с момента принятия решения об отказе в выдаче.
    Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год — п. 4 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ.

    3.2. Разрешение на работу для иностранных работников, прибывающих на территорию РФ в визовом режиме, оформляет работодатель (п. 9.1., п. 10 Административного Регламента).
    После получения разрешения на привлечение и использование иностранного работника, в территориальный орган ФМС России Индивидуальным предпринимателем подаются документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для иностранного работника (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

    Перечень документов для получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, указан в п. 45 Административного регламента:
    — заявление о выдаче разрешения на работу на привлекаемого иностранного гражданина (Форма бланка заявления утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства»;
    — его цветную фотографию размером 30 x 40 мм;
    — копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
    — копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
    — медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
    — квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника (2000 руб. — п. 24 ст. 333.28 НК РФ);

    В соответствии с п. 47 Административного регламента оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу иностранному гражданину, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
    К документам, составленным на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, они должны быть нотариально заверены.

    3.3. Если на работу приглашается иностранный гражданин не находящийся на территории РФ, то одно-временно с подачей документов на получение разрешения на работу, в территориальный орган ФМС Индивидуальный предприниматель подает документы на оформление приглашения на въезд в РФ этого иностранного работника (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
    Порядок оформления и выдачи приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства установлен в Административном регламенте, утвержденном Приказом Федеральной миграционной службы от 30.11.2012 N 390 (далее Административный регламент N 390).
    Приглашающая сторона может обратиться в уполномоченное подразделение ФМС России, территориальный орган ФМС России с ходатайством, поданным при личном посещении или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) — п. 6 Административного регламента N 390.
    Для оформления документов через Единый портал необходимо иметь простую электронную подпись — п. 36.3 Административного регламента N 390.

    Согласно п. 32 Административного регламента N 390, для оформления и выдачи приглашения без использования Единого портала, индивидуальный предприниматель подает лично в территориальный орган ФМС России следующие документы на бумажном носителе:
    — Ходатайство в двух экземплярах по форме, приведенной в Приложении N 2 к Административному регламенту N 390.
    — Копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве
    — Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП; копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации
    — Гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации (примерные образцы гарантийных писем приведены в приложениях N 11 — 12 к Административному регламенту N 390).
    Кроме того, представляется документ об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам — 500 руб. на каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
    Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ, работодатель получает приглашение на въезд в РФ иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности и разрешение на работу для иностранного работника одновременно.
    На основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, иностранному гражданину выдается виза (ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», абз. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ).
    Для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину необходима обыкновенная рабочая виза, которая выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на 1 год (ч. 7 ст. 25.6 Федерального закона N 114-ФЗ).
    Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
    Очевидно, что срок действия визы определяет и срок, на который может быть выдано разрешение на работу.
    Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, должен встать на миграционный учет. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

    3.4. Кратко следует сказать об особенностях регулирования рынка труда иностранных граждан, определенных положениями ст. 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ, которые утверждают право Правительства РФ на установление квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

    В силу этого, Правительство РФ в Постановлении от 31.10.2013 N 977 определило на 2014 год потребность в привлечении в РФ иностранных работников в количестве 1.631.586 человек и утвердило квоты на выдачу иностранным гражданам:
    — 357.894 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
    — 1.631.586 разрешений на работу.

    При этом, п. 2 Постановления N 977 установлено, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам согласно Приложению к данному Постановлению.

    Таким образом, получение разрешительной документации, необходимой для привлечения иностранного гражданина на работу, также зависит от наличия квоты в определенном регионе РФ в соответствующей данному работнику профессионально — квалификационной группе.

    3.5. Согласно п. 8 ст. 18 Федерального Закона N 115-ФЗ, работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
    1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
    2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
    3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
    4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
    5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
    6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
    7) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
    8) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

    4. НДФЛ
    Индивидуальный предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, должен исчислять и уплачивать НДФЛ как налогоплательщик с собственных доходов и как налоговый агент — с доходов наемных работников (ст. 227, п. 1, п. 2 ст. 226 НК РФ).
    В силу п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено данной статьей.
    Если физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, то налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех его доходов — п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом, положения п. 3 ст. 224 НК РФ предусматривают исключения из указанного правила, например, для высококвалифицированных специалистов (по Федеральному закону N 115-ФЗ), у которых доходы от трудовой деятельности облагаются по ставке 13 % независимо от налогового статуса.
    Таким образом, если ситуация с иностранным работником не попадает в разряд указанных в п. 3 ст. 224 НК РФ исключений, то для установления ставки НДФЛ в отношении его доходов, следует на момент выплаты доходов иностранному работнику определять его налоговый статус.

    Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящие-ся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
    183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.
    Таким образом, для определения налогового статуса иностранного работника нужно учитывать время его нахождения в РФ, в том числе и до заключения трудового договора (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).
    При этом, по мнению Минфина России, отметки пограничного контроля в миграционной карте не определяют факт резидентства гражданина (Письмо Минфина РФ от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324).
    Подтвердить время пребывания иностранного гражданина в РФ можно, например, на основании свидетельства о его регистрации по месту временного пребывания (Письма Минфина России от 28.06.2012 N 03-04-06/6/183, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64, от 16.05.2011 N 03-04-06/6-110, ФНС России от 22.07.2011 N ЕД -4-3/11900@).
    Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода. Такое разъяснение приведено, например, в Письмах Минфина России от 22.05.2013 N03-04-05/4-426, от 24.12.2012 N03-04-05/6-1426, ФНС России от 09.11.2012 N ЕД-3-3/4062@, от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13897@.

    Отдельно можно отметить, что применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, п. 4 и п. 5 ст. 224 НК РФ) — п. 3 ст. 346.11 НК РФ. При этом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом — п. 5 ст. 346.11 НК РФ.
    ООО «АФ «Аудит Холдинг»

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.