Главный бухгалтер теперь рискует тем, что ему придется платить по всем долгам компании. Никто не застрахован от того, что компанию, в которой он когда-то работал, обанкротят, а бухгалтера признают виновным.
Такое может быть и с небольшими организациями.
Эксперты журнала Главбух проанализировали пять трудных ситуаций в работе бухгалтера, где он рискует своими деньгами, имуществом и репутацией, и предложили варианты решений.
Ситуация: Главбуха подвели сомнительные контрагенты
Налоговики нашли у строительной компании сомнительные сделки с зависимыми субподрядчиками. Инспекторы отказали в вычетах НДС и расходах, доначислили налоги, пени и штраф. В итоге компания обанкротилась. Директора и главбуха привлекли к субсидиарной ответственности. Судьи не приняли довод, что бухгалтер не могла влиять на деятельность компании. Именно она отражала в отчетности недостоверные данные по сделкам с контрагентами. Из-за этого компанию оштрафовали, а долги переложили на главбуха.
Как подстраховаться бухгалтеру. Не стоит фиксировать в документах, что бухгалтерия проверяет контрагентов. Такая обязанность главбуха будет аргументом в пользу того, что он должен отвечать за сделки с контрагентами.
Как быть, если директор или менеджеры приносят документы по сомнительным сделкам?
Допустим, главбух сообщил директору в служебной записке, что рискованно отражать сделки при расчете налогов. Директора это не убедило, и он устно распорядился учесть сделки в отчетности. Обезопасит ли бухгалтера такая служебная записка в судебном споре?
Возможно, это, наоборот, будет доказательством против бухгалтера. Получается, что он знал о незаконных операциях, но отразил их в отчетности. Такое же мнение высказывают юристы. Поэтому лучше устно сообщить директору о рисках.
Источник: https://www.glavbukh.ru/news/30655-kak-glavbuhu-snizit-lichnyy-risk/