Президиум Верховного Суда Российской Федерации подготовил ответы на два вопроса, посвященных этой теме.
Так, первый из них заключался в том, как следует поступить судье арбитражного суда в случае, когда к заявлению уполномоченного органа о признании юрлица-должника банкротом не приложены документы, обосновывающие наличие у него имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, либо вероятность обнаружения такого имущества.
По мнению ВС РФ, такие заявления следует оставлять без движения, а при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок – возвращать (ст. 44 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Определен также перечень документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, в их числе: справка налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, а также выписка по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций в банках. При этом уточняется, что если об отсутствии средств для покрытия расходов по делу выяснится после принятия заявления, суд должен прекращать производство (Отдельные вопросы, связанные с применением Закона о банкротстве (утв. Президиумом ВС РФ от 6 марта 2019 г.).
Суд разъяснил и последствия возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом из-за отсутствия указанных средств. В этом случае, как отмечает ВС РФ, а также при прекращении производства недоимки и долг по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию.
Уполномоченный орган впоследствии вправе заявить о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам. Помимо этого ВС РФ обращает внимание, что суд вправе пересмотреть определение о возврате заявления или прекращении производства по делу, если у должника впоследствии обнаружится имущество, скрываемое им ранее.
Напомним, что ранее Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что руководители юрлиц-банкротов не обязаны оплачивать деятельность арбитражных управляющих, если их вина не доказана.
Речь шла о случае, когда банкротство было инициировано заявлением налоговой инспекции, а из-за недостаточности имущества должника арбитражный управляющий взыскал вознаграждение с ФНС России, а та, в свою очередь, получила их с бывшего директора юрлица. Причем вина последнего в банкротстве организации не была доказана.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1262523/