Домой Новости Госорган на связи: государственная электронная почта как новый формат общения

Госорган на связи: государственная электронная почта как новый формат общения

255
0
Госорган на связи: государственная электронная почта как новый формат общения

На этой неделе заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Русских внес в Госдуму проект федерального закона «О государственной электронной почте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ посвящен установлению правовых и организационных основ государственной электронной почты (далее – ГЭП).

О порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

Речь идет о подсистеме Единого портала государственных и муниципальных услуг, предназначенной для чтения, копирования и распечатывания, а также направления и получения электронных сообщений (электронного обмена корреспонденцией) между пользователем и органами власти с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. Такой инструмент призван обеспечить обмен юридически значимыми электронными сообщениями между физлицами, юрлицами, общественными объединениями и международными организациями, с одной стороны, и органами власти всех уровней (федеральными, региональными и муниципальными), с другой стороны.

Кто и в каком объеме сможет пользоваться почтой?

В качестве пользователей ГЭП в законопроекте указаны:

  • юридические лица, а также ИП, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, получившие доступ к почте как физлица;
  • иные лица, которым законом предоставлено право обращения, в том числе в форме запроса, к гражданам и организациям, государственным и муниципальным органам в защиту интересов третьих лиц либо в интересах государства или муниципальных образований, за исключением законных представителей, опекунов и попечителей физлиц;
  • иностранцы, лица без гражданства, иностранные юрлица и незарегистрированные в качестве юрлица общественные объединения и международные организации, которым предоставлен доступ к ГЭП.

Данные о пользователях ГЭП планируется заносить в единый реестр. В документе конкретизирован перечень сведений, отражаемых в нем. Для физлиц – это Ф. И. О., дата и место рождения, реквизиты паспорта, ИНН, СНИЛС, сведения о месте жительства или месте пребывания, почтовый адрес, сведения о законном представителе, опекуне и попечителе, а в случае введения в отношении физлица процедуры банкротства – сведения о финансовом управляющем.

В отношении ИП – Ф. И. О., реквизиты паспорта, ИНН, СНИЛС, дата госрегистрации в качестве ИП, основной государственный регистрационный номер ИП, сведения о месте жительства в РФ, а в случае введения в отношении ИП банкротства – сведения о финансовом управляющем.

В отношении юрлиц – полное и сокращенное наименование, дата регистрации записи о создании юрлица, государственный регистрационный номер записи о госрегистрации, место нахождения юрлица, ИНН, Ф. И. О. и СНИЛС лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или руководителя коллегиального исполнительного органа юрлица, а в случае введения в отношении юрлица процедуры банкротства – сведения о временном, административном, внешнем или конкурсном управляющем.

Оговорено, что пользователи-физлица смогут сами инициировать внесение сведений о них в реестр, подав соответствующее заявление и согласие на обработку персональных данных. В свою очередь, данные в отношении юрлиц и ИП предполагается включать в единый реестр пользователей ГЭП с момента их госрегистрации, а в отношении нотариусов, адвокатов и арбитражных управляющих – с момента получения соответственно лицензии на право нотариальной деятельности, приобретения статуса адвоката, арбитражного управляющего.

Также определен перечень случаев блокировки доступа к ГЭП (то есть запрета на использование пользователем всех возможностей почты). Она возможна, в частности, по заявлению пользователя при обнаружении им несанкционированного доступа к ГЭП от его имени, нарушения конфиденциальности данных, а также в случае утраты физлицом российского гражданства, а равно с момента прекращения членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, с момента приостановления или прекращения статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса.

Согласно законопроекту с моментом внесения данных о пользователе в единый реестр будет связано предоставление ему доступа к самой ГЭП для реализации возможностей получения и отправления электронных сообщений, чтения, копирования и распечатывания полученных или отправленных электронных сообщений.

В определенных случаях доступ к ГЭП смогут ограничивать возможностью чтения, копирования и распечатывания электронных сообщений без права их отправления или с ограничениями такого права.

В законопроекте прописаны особенности блокирования и предоставления ограниченного доступа к ГЭП юрлицам, особенности использования ГЭП адвокатами, арбитражными управляющими, нотариусами, специальными субъектами и лицами без гражданства, иностранцами и иностранными организациями.

Как будет организован обмен корреспонденцией?

По замыслу автора инициативы, через ГЭП будут направляться электронные сообщения. Под таковыми предлагается понимать информацию в электронной форме (предложение, заявление, жалобу, запрос или информационное сообщение), направляемую органом госвласти или органом местного самоуправления пользователю либо пользователем органу госвласти, органу местного самоуправления, иному пользователю посредством ГЭП, включая прикрепленные к сообщению файлы (при их наличии).

Требованием к электронным сообщениям станет их подписание электронной подписью: усиленной квалифицированной – если сообщение направляет орган власти, обычной электронной подписью – если сообщение посылают иные пользователи. При соответствии этому требованию сообщения признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанными собственноручной подписью. В ином случае сообщения не повлекут правовых последствий.

Законопроектом урегулирован порядок обмена корреспонденцией между органом госвласти, органом местного самоуправления и пользователем. В частности, предусмотрены:

  • право пользователей направлять корреспонденцию органам госвласти, органам местного самоуправления или иным пользователям посредством ГЭП, за исключением случаев, если объем электронного сообщения превышает максимально установленный объем или при необходимости направления документов исключительно на бумажном носителе;
  • обязанность органов власти направлять корреспонденцию пользователям посредством ГЭП (за исключением случаев, предусмотренных законом);
  • направление органом власти пользователю электронного сообщения, содержащего уведомление об отправлении ему корреспонденции иным способом (со сведениями о содержании корреспонденции, дате и способе ее отправления) в случае, если объем электронного сообщения выходит за рамки максимально установленного;
  • возможность бесплатного получения пользователями одной заверенной копии электронного сообщения у органа госвласти, органа местного самоуправления, направившего такое сообщение, либо через МФЦ;
  • право органа власти установить плату за повторное предоставление заверенной копии электронного сообщения (такая плата не должна превышать затрат на изготовление копии);
  • запрет на раскрытие содержания электронных сообщений без согласия пользователя (исключение – по решению суда);
  • возможность предоставления на основании судебного решения доступа к ГЭП суду, органам дознания, предварительного следствия и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • обязанность пользователя в случае обнаружения несанкционированного доступа к ГЭП от его имени незамедлительно принять меры по предотвращению повторного несанкционированного доступа и т.д.

Также регламентированы правила получения и удаления электронных сообщений. Пользователям запрещено редактировать и удалять отправленные или полученные электронные сообщения. Удаление допускается только по решению суда по иску пользователя или органа власти в случае установления факта несанкционированного отправления сообщения.

Оговорены сроки хранения сообщений. Например: 25 лет – для электронных сообщений о направлении судебных актов, исходящих от принявших их органов судебной власти; 10 лет – для сообщений органов госвласти и органов местного самоуправления о направлении пользователю документов, если нормативными актами не установлен более длительный срок их хранения; 15 лет – для электронных сообщений пользователей – адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов и специальных субъектов; 5 лет – для иных электронных сообщений.

Внедрить новый способ общения с органами власти планируется уже с 1 июля 2020 года. В случае одобрения законопроекта в течение полугода со дня вступления документа в силу официальную корреспонденцию можно будет направлять как в обычном порядке (в виде бумажных документов), так и через ГЭП. А по истечении этого периода предписано использовать только ГЭП для общения органов власти с юрлицами, ИП, адвокатами, арбитражными управляющими, нотариусами и иными пользователями.

Корреспондирующие поправки предполагается внести в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1325954/

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

18 − пять =