Домой Тема дня За предупреждение клиента о блокировки счета банку грозит уголовное дело

За предупреждение клиента о блокировки счета банку грозит уголовное дело

247
0
За предупреждение клиента о блокировки счета банку грозит уголовное дело

Начали появляться публичные свидетельства того, что банки в попытке угодить корпоративным клиентам идут на нарушения и «по секрету» предупреждают о возможной блокировке счета налоговиками.

Временной лаг между принятием такого решения налоговой инспекцией и реальной блокировкой составляет сутки, что позволяет клиенту оперативно опустошить счет. В Федеральной налоговой службе (ФНС) за руку никого из банкиров пока не поймали, но намерены пресекать подобные действия и передавать заявления о возбуждении уголовных дел против недобросовестных налогоплательщиков и банкиров.

На днях на профильном бухгалтерском сайте klerk.ru появилась информация о том, что банк «Точка» (работает на лицензии банка «Открытие») заранее предупреждает клиентов о вынесенном в отношении них налоговиками решении о блокировке счета. На сайте размещен скриншот из мессенджера: «На сайте налоговой опубликовано решение…Скоро оно придет в «Точку». И мы будем обязаны заблокировать часть денег на счете».

В «Точке», впрочем, причастность к сообщению не признают: «Банк предупреждает клиента о приостановлении операций по счетам в СМС-сообщении в момент, когда совершение операций банком блокируется на основании решения налогового органа».

Информацию о блокировки счета можно получить на сайте nalog.ru

Кроме того, на сайте nalog.ru всегда доступны сведения о блокировках по счетам любого юридического лица, подчеркивают в «Точке». Это правда, но клиенту самостоятельно в постоянном режиме мониторить сайт ФНС затруднительно. Поэтому банки, в том числе крупные, нередко оказывают своим клиентам услуги по мониторингу и предупреждению, естественно, неофициально и конфиденциально.

«Актуализация информации о блокировках на nalog.ru производится ИФНС в день вынесения решения одновременно с его отправкой в электронном виде в банк, однако решение идет через СМЭВ и поступает к нам с задержкой примерно на сутки, — рассказывают “Ъ” в банке топ-20.— Складывается ситуация, когда решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан».

По его словам, настроить специальную программу, которая будет в общем реестре решений налоговиков выискивать ИНН клиента банка, несложно, а значит, можно проинформировать его о грядущей блокировке заранее. «Формально банк ничего не нарушает, решения ИФНС он не получал, запрета на разглашение публичной информации нет», уверен юрист в банке топ-50.

Налоговики намерены пресекать попытку предупреждения о блокировки счета

Впрочем, у налоговиков иное мнение, они намерены пресекать подобную практику. «Налогоплательщик, не исполнивший обязанность по уплате налогов, узнает о неуплаченных им суммах не в момент их взыскания, а сразу после истечения сроков уплаты», — отметили в пресс-службе ФНС.

Если же клиент банка вывел средства со счета после получения требования об уплате налога, то при определенных обстоятельствах (сумма налогов более 5 млн руб.) материалы дела могут быть переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ, отметили в ФНС. Данная статья предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. «В рамках уголовного дела следственными органами может быть также рассмотрен вопрос о причастности банков к уклонению клиента от уплаты налога», — отметили в ФНС.

Впрочем, пока налоговикам поймать за руку ни один банк не удалось. «В настоящее время ФНС неизвестно о фактах предупреждения кредитными организациями налогоплательщиков—клиентов банка о предполагаемом приостановлении операций по их счетам до фактического поступления решения о приостановлении операций по счетам в банке», — сообщили в ФНС.

Банки очень осторожны при оказании услуг по предупреждению о блокировки счета

«Чтобы уличить налогоплательщика и сотрудника банка в подобном сговоре, должны быть веские доказательства, например переписка сотрудника банка с представителями клиента, важно, чтобы была очевидна цель оповещения, если же был телефонный разговор или личная встреча, то это сделать почти нереально», — говорит партнер BMS Law Firm Тимур Хутов.

Однако, если поставить подобное информирование на поток, риски разоблачения существенно возрастают. «Если оповещение идет в автоматическом режиме, информация останется в компьютерах, и при возбуждении уголовного дела по решению суда сотрудники правоохранительных органов могут провести обыски в банке и выявить копии направляемых сообщений, отмечает специалист по информационной безопасности крупного банка. — Теоретически банк может удалить эту информацию, но не думаю, что кто-то решится на такое, зная, что копия сообщения есть у второй стороны — клиента».

Недобросовестной практикой предупреждения клиентов о грядущей блокировке счетов налоговиками озабочены не только в ФНС, но и в банковских ассоциациях. «С этической точки зрения любые действия, направленные на обход законодательства, некорректны, даже если оно несовершенно, отметил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков — И поощрять такие действия мы не должны, а вот закрывать дыры, совершенствуя правовое поле, необходимо. Думаю, мы учтем подобную практику при разработке кодекса этики ассоциации».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3586952/

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

11 − десять =